Знаток живописи
Active member
Чтобы понять, откуда пошел есть советский человек, надо четко осознавать три базовые предпосылки.
1. Конец 19- начало 20-го веков - время расцвета евгеники. Евгеническими экспериментами с народонаселением успешно занимались все ведущие державы.
2. Человек есть, как сказал классик, "животное политическое", т.е. в данном случае это переводится как "городское". Социальное, то бишь. Врожденным, скорее всего, является лишь каркас психики (упрощая- холерик-сангвиник-флегматик-меланхолик). Даже интеллект, с его высокой степенью наследования, не включается автоматически, а проходит через определенные стадии включения. Все остальное, и, главное, то, как человек осознает себя и мир вокруг себя - является продуктом этого общества.
3. Россия начала 20-го века- это угроза, появившаяся совсем недавно на периферии европейского мира. Стремительно растущая и развивающаяся страна с людским и природным потенциалом сопоставимым только с Соединенными Штатами, и, в период от 1900 года до революции, обгонявшая их по темпам роста. Выросшая и выучившаяся российская аристократия успешно играла на Франко-Британском противостоянии. Играла свою игру, которая к первой четверти 20-го века должна была создать сухопутную империю, по мощи и влиянию сопоставимую с Римской. Соответственно, Россия становилась мировым гегемоном, оттесняя Францию на периферию и создавая смертельную угрозу империи Британской. Это был конкурент, которого необходимо было убрать немедленно и надежно.
Теперь о том, что было сделано в свете этих предпосылок.
Евгеника в своем первоначальном замысле должна была служить улучшению человеческой породы. Практически все ведущие сейчас страны занимались евгеникой в этом направлении. В послереволюционной России был поставлен эксперимент другой направленности. Первое, был срезан и физически уничтожен слой "русских европейцев". Традиционное общество (аристократическое) каким была Россия, структурируется вокруг определенных ценностей. Ценности эти были а)христианские б)европейские по происхождению. Общество было поставлено с ног на голову - последние (т.е. представители, с евгенической точки зрения, наименее ценных общественных страт) стали первыми. У этих последних было совершенно другое сознание - архаизированное, в конечном итоге - не способное ни порождать, ни продвигать смыслы.
Были репрессированы все прежние нормы морали и общественных отношений- как буржуазные, и растабуированы проявления "темных слоев" психики, базирующиеся на сексуальных комплексах. Это очень хорошо отражено не только в мемуарной, но и советской литературе 20-х. Соответственно, стал возможен, и общественно одобряем любой тип девиантного поведения, пока тот, кто его демонстрировал, проявлял лояльность новой власти. К примеру, семейная пара (!) красных сибирских партизан, передавшая в дар музею революции пилу, которой они заживо распиливали пленных белых- это не нечто из ряда вон выходящее, а вполне ординарное событие.
Для закрепления подобных отклонений представители бывших образованных и зажиточных страт бывшей империи были поражены в правах- к примеру, их дети не могли получать высшего образования и т.п. “Разрыв семейной преемственности – первый шаг к формированию атомизированного, культурно и психологически изолированного члена общества”.
Здесь пригодились и разработки отцов евгеники, и работа созданного при “проклятом царизме” Института Экспериментальной Медицины, и поздние труды академика Павлова. Советская верхушка никогда не скрывала, что одной из ее основных задач является искусственное выведение человека "нового типа" (в т.ч., как прямо заявлял видный советский деятель Бухарин,- расстрелами). Итак, немного про труды академика:
" Павлов предложил потрясающий эксперимент, который провела в его лаборатории М. Н. Ерофеева еще в 1912 году. Все эксперименты по условным рефлексам построены на том, что с каким-то нейтральным раздражителем, например звонком или зажигающейся лампочкой, связывают нечто жизненно важное для животного – чаще всего еду. В данном эксперименте вместо звонка использовался слабый электрический ток. Это неприятно, но животное кормят только после слабого удара током. И через некоторое время слабый отрицательный раздражитель начинает вызывать у животного положительную реакцию: выделение слюны, радость, оно лижет исследователю руку, потому что знает: сейчас покормят. Формируется инверсия – оборачивание реакции. А затем отрицательный сигнал усиливается. И эксперимент доходит до такого состояния, когда у животного кожа горит, а оно реагирует все так же – виляет хвостом, слюна течет, и оно лижет руку тому, кто бьет его током."
Разумный человек легко увидит прямую связь павловского эксперимента и социальных практик советской власти.
Какой тип личности формируется в результате таких экспериментов? Вот такой: "... Агрессия у этих людей реализуется преимущественно на положительный стимул... сильная аутоагрессия – агрессия, направленная на себя: 40% таких людей страдают пятью и более психосоматическими заболеваниями... " (цитируется по Е. Николаева- "Русский эксперимент")
Социальной базой новой власти была полуазиатская по своему типу полуинтеллигенция. “…здесь мы столкнулись с еще малоизученным в истории русской общественности явлением “полуинтеллигенции” или, как мы его тогда называли, “фельдшеризма”. У людей, оторвавшихся от земли или ремесла и достигших не общекультурного уровня, а получивших только “технические знания”, создалось особое мировоззрение, проникнутое материалистическими узкоутилитарными понятиями о жизненных ценностях. О них говорили, что они “отставшие и не приставшие”. Вся советская система была создана на базе “фельдшеризма” (цитируется по E. Трушнович - "Воспоминания корниловца").
Что привнесли они с собой? Вещи, советскому человеку достаточно знакомые:
“Одним из самых отвратительных явлений в истории советского студенчества в первые годы после революции был способ приема в ВУЗ женщин, не имевших командировочных удостоверений или связей и социальное происхождение которых, с болыиевицкой точки зрения, было сомнительным. Прием зависел от отбросов человеческого общества, которые плату за прием в ВУЗ требовали от женщин “натурой”. В здании мединститута, напротив Белого собора, у этой шайки были две специальные комнаты для “свиданий” ” (цитируется по E. Трушнович - "Воспоминания корниловца").
В результате советского эксперимента сформировался совершенно определенный тип человека- атомизированного, с размытыми моральными и волевыми установками, безинициaтивного и с парадоксальными реакциями на добро/зло.
Возвращаясь к форумской дискуссии, начавшейся с вот этого сообщения:
"но мне было ещё добавленно, что вообще здесь (в Чече) как в деревне, и что в России всяко лучше, хотя она не чувствовала там уверенности в будущем, и что здравоохранение там плохое, и милиция вся купленная, и.... Но в НЗ - все- "деревня есть деревня!""
Здесь в полной мере продемонстрирована не только инфатильность (одна из основных черт советских людей", но и парадоксальная реакция на хорошее/плохое. РФ где у персонажа не было уверенности в будущем, и где были "здравоохранение там плохое, и милиция вся купленная" в искаженном восприятии "всяко лучше" места, где подобные раздражители отсутствуют. Хороший образчик советского человека.
В завершении надо добавить, что русское общество сопротивлялось советскому насилию отчаянно и до самого конца. И, предвидя замечания оппонентов что не все подсоветские люди в полной мере соответствуют описанному мной советскому типажу, хочу сказать, что это "несоответствие" есть всего лишь следствие того, что евгенический советский эксперимент не удалось завершить до конца.
1. Конец 19- начало 20-го веков - время расцвета евгеники. Евгеническими экспериментами с народонаселением успешно занимались все ведущие державы.
2. Человек есть, как сказал классик, "животное политическое", т.е. в данном случае это переводится как "городское". Социальное, то бишь. Врожденным, скорее всего, является лишь каркас психики (упрощая- холерик-сангвиник-флегматик-меланхолик). Даже интеллект, с его высокой степенью наследования, не включается автоматически, а проходит через определенные стадии включения. Все остальное, и, главное, то, как человек осознает себя и мир вокруг себя - является продуктом этого общества.
3. Россия начала 20-го века- это угроза, появившаяся совсем недавно на периферии европейского мира. Стремительно растущая и развивающаяся страна с людским и природным потенциалом сопоставимым только с Соединенными Штатами, и, в период от 1900 года до революции, обгонявшая их по темпам роста. Выросшая и выучившаяся российская аристократия успешно играла на Франко-Британском противостоянии. Играла свою игру, которая к первой четверти 20-го века должна была создать сухопутную империю, по мощи и влиянию сопоставимую с Римской. Соответственно, Россия становилась мировым гегемоном, оттесняя Францию на периферию и создавая смертельную угрозу империи Британской. Это был конкурент, которого необходимо было убрать немедленно и надежно.
Теперь о том, что было сделано в свете этих предпосылок.
Евгеника в своем первоначальном замысле должна была служить улучшению человеческой породы. Практически все ведущие сейчас страны занимались евгеникой в этом направлении. В послереволюционной России был поставлен эксперимент другой направленности. Первое, был срезан и физически уничтожен слой "русских европейцев". Традиционное общество (аристократическое) каким была Россия, структурируется вокруг определенных ценностей. Ценности эти были а)христианские б)европейские по происхождению. Общество было поставлено с ног на голову - последние (т.е. представители, с евгенической точки зрения, наименее ценных общественных страт) стали первыми. У этих последних было совершенно другое сознание - архаизированное, в конечном итоге - не способное ни порождать, ни продвигать смыслы.
Были репрессированы все прежние нормы морали и общественных отношений- как буржуазные, и растабуированы проявления "темных слоев" психики, базирующиеся на сексуальных комплексах. Это очень хорошо отражено не только в мемуарной, но и советской литературе 20-х. Соответственно, стал возможен, и общественно одобряем любой тип девиантного поведения, пока тот, кто его демонстрировал, проявлял лояльность новой власти. К примеру, семейная пара (!) красных сибирских партизан, передавшая в дар музею революции пилу, которой они заживо распиливали пленных белых- это не нечто из ряда вон выходящее, а вполне ординарное событие.
Для закрепления подобных отклонений представители бывших образованных и зажиточных страт бывшей империи были поражены в правах- к примеру, их дети не могли получать высшего образования и т.п. “Разрыв семейной преемственности – первый шаг к формированию атомизированного, культурно и психологически изолированного члена общества”.
Здесь пригодились и разработки отцов евгеники, и работа созданного при “проклятом царизме” Института Экспериментальной Медицины, и поздние труды академика Павлова. Советская верхушка никогда не скрывала, что одной из ее основных задач является искусственное выведение человека "нового типа" (в т.ч., как прямо заявлял видный советский деятель Бухарин,- расстрелами). Итак, немного про труды академика:
" Павлов предложил потрясающий эксперимент, который провела в его лаборатории М. Н. Ерофеева еще в 1912 году. Все эксперименты по условным рефлексам построены на том, что с каким-то нейтральным раздражителем, например звонком или зажигающейся лампочкой, связывают нечто жизненно важное для животного – чаще всего еду. В данном эксперименте вместо звонка использовался слабый электрический ток. Это неприятно, но животное кормят только после слабого удара током. И через некоторое время слабый отрицательный раздражитель начинает вызывать у животного положительную реакцию: выделение слюны, радость, оно лижет исследователю руку, потому что знает: сейчас покормят. Формируется инверсия – оборачивание реакции. А затем отрицательный сигнал усиливается. И эксперимент доходит до такого состояния, когда у животного кожа горит, а оно реагирует все так же – виляет хвостом, слюна течет, и оно лижет руку тому, кто бьет его током."
Разумный человек легко увидит прямую связь павловского эксперимента и социальных практик советской власти.
Какой тип личности формируется в результате таких экспериментов? Вот такой: "... Агрессия у этих людей реализуется преимущественно на положительный стимул... сильная аутоагрессия – агрессия, направленная на себя: 40% таких людей страдают пятью и более психосоматическими заболеваниями... " (цитируется по Е. Николаева- "Русский эксперимент")
Социальной базой новой власти была полуазиатская по своему типу полуинтеллигенция. “…здесь мы столкнулись с еще малоизученным в истории русской общественности явлением “полуинтеллигенции” или, как мы его тогда называли, “фельдшеризма”. У людей, оторвавшихся от земли или ремесла и достигших не общекультурного уровня, а получивших только “технические знания”, создалось особое мировоззрение, проникнутое материалистическими узкоутилитарными понятиями о жизненных ценностях. О них говорили, что они “отставшие и не приставшие”. Вся советская система была создана на базе “фельдшеризма” (цитируется по E. Трушнович - "Воспоминания корниловца").
Что привнесли они с собой? Вещи, советскому человеку достаточно знакомые:
“Одним из самых отвратительных явлений в истории советского студенчества в первые годы после революции был способ приема в ВУЗ женщин, не имевших командировочных удостоверений или связей и социальное происхождение которых, с болыиевицкой точки зрения, было сомнительным. Прием зависел от отбросов человеческого общества, которые плату за прием в ВУЗ требовали от женщин “натурой”. В здании мединститута, напротив Белого собора, у этой шайки были две специальные комнаты для “свиданий” ” (цитируется по E. Трушнович - "Воспоминания корниловца").
В результате советского эксперимента сформировался совершенно определенный тип человека- атомизированного, с размытыми моральными и волевыми установками, безинициaтивного и с парадоксальными реакциями на добро/зло.
Возвращаясь к форумской дискуссии, начавшейся с вот этого сообщения:
"но мне было ещё добавленно, что вообще здесь (в Чече) как в деревне, и что в России всяко лучше, хотя она не чувствовала там уверенности в будущем, и что здравоохранение там плохое, и милиция вся купленная, и.... Но в НЗ - все- "деревня есть деревня!""
Здесь в полной мере продемонстрирована не только инфатильность (одна из основных черт советских людей", но и парадоксальная реакция на хорошее/плохое. РФ где у персонажа не было уверенности в будущем, и где были "здравоохранение там плохое, и милиция вся купленная" в искаженном восприятии "всяко лучше" места, где подобные раздражители отсутствуют. Хороший образчик советского человека.
В завершении надо добавить, что русское общество сопротивлялось советскому насилию отчаянно и до самого конца. И, предвидя замечания оппонентов что не все подсоветские люди в полной мере соответствуют описанному мной советскому типажу, хочу сказать, что это "несоответствие" есть всего лишь следствие того, что евгенический советский эксперимент не удалось завершить до конца.