Нашему было почти шесть, когда мы приехали в Веллингтон. Прошло полгода, расскажу, как это происходит у нас. Наш парень с одной стороны немножко стеснительный, с другой стороны к детям очень тянется (хотя после московского детсада некоторые вопросы привык решать кулаками). Я очень боялась, что он будет в изоляции и может окончательно замкнуться. Отдали в праймари скул в Лайал-Бее, считается очень хорошей, но мы просто живем рядом. Вообще примари школы почти все приблизительно одинаковые, я не рассматриваю частные. А вот к старшим классам придется делать "правильный выбор".
Первую четверть (она была последней) буксовал немножко, отмалчивался, бубнил что ничего не понимает, но в классе была русская девочка-ровесница, новоприбывшая, они, конечно, здорово держались друг за друга. Через некоторое время пришлось отдать на продленку, так как мы оба работаем. Там уже русскоязычных не было, и частенько я находила своего "принца Вселенной" сидящего в уголке (или бегающего) отдельно. Тем не менее он не жаловался и не было НИ ОДНОГО ОТКАЗА идти в школу (как это порой бывало в садике). Хотя видно было, что какая-то внутренняя работа происходит. Ну мы его соответственно настроили, что мы приехали в новую страну, надо учить язык (у нас мама знает хорошо, папа азы, то есть ребенок мог видеть со стороны как происходит общение), "примеривать" образ жизни, что поначалу могут быть неловкости.
Я не занималась языком дополнительно, позволяя английскому пассивно входить в его сознание, а вот занятия по-русскому мы продолжали делать.
Потом начались каникулы и подумала, что все забудет. Ан нет, произошел синтез, потому что он ЗАГОВОРИЛ! И теперь я вижу его среди детей. Хотя разница в поведении заметна: наш, бывает, хулиганит, может плеваться. драться (сквернословить вот еще, слава богу, не научился). Налицо прошлое среди детсадовских Климов Чугункиных (да и мы с мужем тихонями не были). Ну тогда я выслушиваю от учителя и воспитываю потихоньку (учтите, попу здесь бить нельзя).
Мне кажется, не надо так серьезно зацикливаться на переживаниях ребенка. Просто больше времени проводить в каких-нибудь активных занятиях - благо сейчас лето - полно детских площадок, детских перформансов (чего стоят пикники тедди мишек), там можно ненавязчиво начать общаться, причем не бухать как мы, в школу на целый день, хотя и это предстоит (подумайте, график как у взрослого человека с 8.30 до 17.30! при этом не понимая ни слова...) Участвуйте в этом сами, побудьте немножко переводчиком (я имею ввиду на площадках).
Время от времени по выходным можно устраивать совместный досуг (меджу нашими детьми не большая разница, есть еще люди в компашку). А еще у нас бывают иногда детские спектакли в русской общине и после каникул по воскресеньям будет опять работать русская школа. Если интересно, пишите.
О сложностях пока писать не буду, конечно, устаем, конечно, адаптируемся, конечно, иногда бабушек не хватает просто сына занять или позаниматься, когда ты уже сам падаешь с ног.
В целом народ здесь добрый и понимающий. Когда я отводила ребенка в школу я приготовилась услышать вопрос (в Москве я слышала это с рождения сына- А чем вы можете помочь...саду-школе.. бла-бла-бла). А услышала - мы будем очень рады, что Ваш сын будет в нашей школе. И - от директора - берегите язык и русскую культуру. (Это не реклама школы, это то что меня потрясло на всю жизнь!)
Если киви - это птица, то белые тоже есть.
Ребенок на улице - это нормально. У нас на улице их полно. Своего м ыпосылаем взять почту, напимер. Но лучше иметь его в поле зрения.