Начну издалека. В СССР существовала особенная культура точных наук. Все начиналось в школе. Для деток были олимпиады по математике, начиная с 4-го класса. Затем были математические классы, затем физ-мат школы, и, наконец, физ-мат интернаты. Как промежуточные/вспомогательные этапы - математические/физические кружки. Все, кто имел способности могли продвигаться в этой среде настолько далеко, насколько позволяли им их способности. Выпускники физмат классов легко шли в МФТИ, Баумана, МГУ - это негласное трио пользовалось непрекаемым авторитетом в Союзе. Республиканские мехматы и физфаки были уровнем ниже, но и там хватало ботаников. Оборонка требовала новые и новые мозги и созданная система прекрасно удовлетворяла обе стороны действа. Не идеализируя ситуацию могу сказать, что блат в этой среде наблюдался где-то на уровне 5-10%, и половина из этих процентов отсеивалась, когда родители понимали, что их чада будут убиты математикой и комплекс неполноценности останется на всю жизнь. Один пример, характеризующий людей, которые были причастны к этим "сферам". Инженер оборонного завода в Киеве, выпускник МФТИ, по странному почину ведущий физ.кружок(в котором автор этих строк занимался год) для математического класса перевел на занятии, между делом, текст с французского(повод - убейте не помню). Оказалось, что два языка в МФТИ в далекие 80-е были стандартным "джентельменским" набором к диплому одного из лучших в мире (по тем временам) инженерных вузов. То, что творится в школьном образовании сейчас, во всяком случае в Украине, ни в какие рамки не укладывается, не смотря на сплошь и рядом супер-пупер громкие названия. Мой вопрос: существует ли в НЗ культура точных наук? Что просходит с детьми, которые склонны к математике, физике? Есть ли для них кружки, специальные классы, олимпиады, школы, интернаты? Могут ли они реализовать свой потенциал?